Уважаемые посетители! Наш сайт переехал на новый адрес: http://vikariatstva.ru. Через 60 секунд должна произойти автоматическая переадресация.

Юго-восточное московское викариатство








Система Orphus

Храм в честь Рождества Христова

b_300_200_16777215_00___images_Hram_200_khramov_41.jpgРождество Христово

7 января (25 декабря)

Рождество Христово является вторым по значимости (после Пасхи) праздником Православной Церкви. В этот день Бог явил Свой благой Промысел о людях. Единородный Сын Божий, Который существовал еще прежде создания мира, принял человеческую природу и родился от Пресвятой Девы Марии.

 Евангельское повествование

Христос родился в городе Вифлеем в дни правления Октавиана Августа. Император повелел сделать всенародную перепись по всему государству, к которому относилась тогда и Палестина. У евреев был обычай вести переписи по родам, поэтому каждый человек должен был явиться в родной город своих предков. Пресвятая Дева и праведный Иосиф, как происходившие из рода царя Давида, отправились в Вифлеем, чтобы внести и свои имена в список подданных кесаря.

Достигнув родного города, они не нашли в гостиницах уже ни одного свободного места. Холодной ночью в известняковой пещере, предназначенной для стойла, среди сена и соломы, в окружении домашнего скота, в обстановке, лишенной не только земного величия, но даже обыкновенного удобства, родился Богочеловек, Спаситель мира. «Таинство странное вижу и преславное, – с удивлением воспевает Святая Церковь, – Пещера стала небом, Дева – Престолом Херувимским, кормушка – тем вместилищем, в которое возлег Невместимый Христос Бог». Безболезненно родившая Младенца Богородица, Сама, без посторонней помощи, запеленала Его и положила в яслях.

Среди полночной тишины, когда все человечество объято было глубоким сном, весть о Рождестве Спасителя мира услышали пастухи, бывшие на ночной страже у своего стада. Им предстал Ангел Господень и сказал: «Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь». Внезапно явилось с ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: «Слава в Вышних Богу и на земле мир в человецех благоволение». Смиренные пастыри первые удостоились великой чести - поклониться Господу.

О Рождении Христа также чудесною звездою было возвещено волхвам, и в лице этих восточных мудрецов весь языческий мир, незримо для него самого, преклонил свои колена пред истинным Спасителем.

Придя в Иерусалим, восточные волхвы обратились к царю Ироду с вопросом, где находится родившийся Царь Иудейский, очевидно предполагая, что правитель должен быть связан с ним родственными узами. Ирод встревожился этим известием, но вида не показал, и вежливо проводил волхвов, попросив сообщить ему, где находится Царь, «чтобы и мне пойти поклониться Ему». Путешественники покинули Иерусалим и последовали дальше за путеводной звездой, которая привела их в Вифлеем. Там они нашли Марию с Младенцем и, «пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну». Золото — как символ царской власти, ладан — как знак Его божественного достоинства (так как ладан употребляется при богослужении), смирну — как знак будущей искупительной смерти Иисуса (потому что в древности умерших смазывали ароматическим составом, содержащим смирну). После этого волхвам во сне было дано откровение не возвращаться к Ироду с вестью об успехе их путешествия, и они вернулись в свои страны иным путем.

Ирод же, увидев себя осмеянным и обманутым волхвами, в гневе приказал убить в Вифлееме всех младенцев до двух лет. Он рассчитывал, что новорожденный Царь непременно будет истреблен вместе с бедными детьми. Но Иосиф с Марией и маленьким Иисусом спаслись бегством в Египет, куда Святому Семейству повелел отправиться явившийся во сне ангел.

 

Установление празднования

Праздник Рождества был установлен с древних времен. Во II столетии на этот день указывал Климент Александрийский. В III веке о празднике Рождества Христова упоминал святой Ипполит Римский. Известно, что во время гонения при императоре Максимиане, в 302 году, никомидийские христиане в самый праздник Рождества Христова были сожжены в храме в числе 20 тысяч.

Когда Церковь после гонения получила свободу вероисповедания и сделалась господствующей в Римской империи, праздник Рождества Христова стал праздноваться во всей Вселенской Церкви, как можно видеть это из поучений святого Ефрема Сирина, святителей Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Амвросия Медиоланского, Иоанна Златоуста и других отцов Церкви.

В том же веке на месте Вифлеемской пещеры, прославленной Рождением Иисуса Христа, равноапостольная царица Елена соорудила храм. В кодексе императора Юстиниана (535 год) излагается закон о всеобщем праздновании дня Рождества Христова. В V веке патриарх Константинопольский Анатолий, в VII веке  – Софроний и Андрей Иерусалимские, в VIII веке – святые Иоанн Дамаскин, Косма Маиумский и Герман Константинопольский, в IX – преподобная Кассия и другие написали для праздника Рождества Христова священные песнопения, употребляемые ныне Церковью для прославления светло празднуемого события.

 

Слово протопресвитера Александра Шмемана на Рождество Христово:

«Отроча младо – Превечный Бог!» - этим ликующим отождествлением Младенца, родившегося в пещере Вифлеемской, завершается одно из главных песнопений, составленных в VI веке знаменитым византийским песнописцем Романом Сладкопевцем. Вот оно в русском переводе:

Сегодня Дева рождает Того, Кто вечен,
И земля пещеру приносит Неприступному.
Ангелы с пастырями славословят,
Волхвы со звездою путешествуют,
Ибо нас ради родился Ребенок – Превечный Бог!

Ребенок – Бог, Бог – ребенок… Почему даже у людей, теплохладных к вере, даже у неверующих, не перестает радостно сжиматься сердце при созерцании в эти рождественские дни единственного, несравненного видения: молодой Матери с Ребенком на руках и вокруг них – волхвов с Востока, пастырей с ночного поля, животных, неба, звезды? Почему так твердо знаем, и снова и снова узнаем мы, что нет на этой скорбной земле нашей ничего прекраснее и радостней этого видения, которое века не могли вытравить из нашей памяти?

К этому видению возвращаемся мы, когда нам некуда больше идти, когда, измученные жизнью, мы ищем того, что могло бы нас спасти. Ведь вот, в евангельском рассказе о Рождестве Иисуса Христа ничего не говорит Мать, и, конечно, ничего не говорит и Младенец – как если бы и не нужно было никаких слов, ибо никакими словами не объяснить, не определить, не передать смысла того, что произошло и совершилось тогда.

И все-таки попробуем. Не для того, чтобы объяснять и истолковывать. Но, как сказано в Писании, «от избытка сердца глаголют уста». И невозможно человеку избытком этим не поделиться с другими.

Ибо именно в этих словах: ребенок и Бог – самое поразительное откровение рождественской тайны. В некоем глубоком смысле, тайна эта обращена прежде всего к ребенку, продолжающему подспудно жить в каждом взрослом. К ребенку, который продолжает слышать то, что взрослый уже больше не слышит, и отвечать на это той радостью, на которую наш скучный, взрослый, усталый и циничный мир уже больше не способен.

Да, праздник Рождества Христова есть детский праздник не только в том смысле, что для детей зажигаются елки, а в том, гораздо более глубоком, смысле, что, пожалуй, только дети не удивятся тому, что когда приходит на землю к нам Бог, Он приходит в образе Ребенка, и этот образ Бога-Ребенка продолжает светить нам с икон, воплощаться в безчисленных произведениях искусства, точно самое главное, последнее, радостное в христианстве заключено именно тут, в этом «вечном детстве Бога».

Взрослый, даже когда он разговаривает на «религиозные темы», хочет и ждет от религии объяснений, анализа, хочет, чтобы все было научно, серьезно. И так же серьезно и, в конце концов, скучно рассуждает о религии и ее враг, атеист, палящий по ней из своих «научных» пушек. Нет у нас более презрительного отношения к чему бы то ни было, чем то, что выражено в словах: «Это для детей младшего возраста». Это значит – не для взрослых; не для умных и серьезных людей. Но подрастут дети и тоже станут такими же серьезными и скучными.

А Христос сказал: «Будьте как дети». Что это, значит? Чего уже обычно нет у взрослых, и, вернее, что во взрослом завалено, затоплено, заглушено толстым слоем его взрослости? Не прежде ли всего свойственная детям способность восхищаться, радоваться и, главное, быть целостными и в радости, и в горе? И еще – способность доверять, отдаваться, любить и верить всем существом? И, наконец, всерьез принимать то, к чему уже не способен взрослый,- к мечте, к тому, что прорывает наш будничный опыт, наше циническое недоверие, ту глубину тайны мира и всего в нем, что открывается святым, детям, поэтам.

И потому, только прорвавшись к ребенку, подспудно живущему в нас, радостная тайна пришествия к нам Бога в образе ребенка может стать и нашим достоянием.

Ребенок не имеет ни власти, ни силы, но именно в безвластии своем оказывается он царем, именно в бессилии и в беззащитности – его удивительная сила. Ребенок той далекой Вифлеемской пещеры не хочет, чтобы боялись мы Его, Он входит в наше сердце не устрашением, не доказательствами Своей силы и власти, а только любовью. Как ребенок – Он отдается нам, и, как ребенка, мы можем только полюбить Его и, в свою очередь, отдать себя Ему.

В мире царствуют власть и сила, страх и рабство. От них освобождает нас Богомладенец Христос. Только любви, свободной и радостной, только того, чтобы отдали мы Ему наше сердце, хочет Он от нас. И мы отдаем его беззащитному, до конца доверяющему нам Младенцу.

В праздник Рождества Христова являет нам Церковь радостную тайну: тайну свободной, никем не навязанной нам любви. Любви, способной в Богомладенце увидеть, узнать, полюбить Бога и стать даром новой жизни.

 

Тропарь, гл. 4:

Рождество Твое Христе Боже наш, / возсия мирови свет разума: / в нем бо звездам служащии, / звездою учахуся, / Тебе кланятися Солнцу правды, / и Тебе ведети с высоты Востока: / Господи слава

 

Источник информации - http://www.200hramov

Пожертвовать на этот храм

 Строящиеся храмы

 
Викариатство Новых Территорий Православие и мир Общецерковная аспирантура телеканал Союз Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru Отдел внешних церковных связей (ОВЦС) Центр образования священников при Новоспасском монастыре Влахерское благочиние Милосердие.ру Петропавловское благочиние Финансово-хозяйственное управление МП

Московская (городская) епархия

Контактная информация: 115172, г. Москва, Крестьянская пл. 10. Телефон: (495) 676-95-70