Храм в честь Успения Божией Матери - Юго-восточное московское викариатство

Уважаемые посетители! Наш сайт переехал на новый адрес: http://vikariatstva.ru. Через 60 секунд должна произойти автоматическая переадресация.

Юго-восточное московское викариатство








Система Orphus

Храм в честь Успения Божией Матери

b_300_200_16777215_00___images_Hram_200_khramov_46.jpgУспение Пресвятой Богородицы

28 (15) августа

Успение Пресвятой Богородицы (Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии) – один из величайших (двунадесятых) праздников Православной Церкви, посвященный воспоминанию о смерти (успении) Божией Матери. Согласно церковному преданию, в этот день апостолы, проповедовавшие в различных странах, чудесным образом были перенесены в Иерусалим, чтобы проститься и совершить погребение Девы Марии.

Празднику предшествует двухнедельный Успенский пост, являющийся наиболее строгим после Великого.

Слово «Успение» происходит от слова «уснуть». Название этого праздника говорит нам о том, что смерть - не уничтожение человеческого бытия, а только переход от земли на небо, от тления и разрушения к бессмертию.

 

Событие

Евангелия не сообщают нам о времени и обстоятельствах кончины Богородицы. Согласно Новому Завету, распятый Христос оставил Богородицу на попечение Своего любимого ученика — апостола Иоанна. Вместе с апостолами Она пребывала в молитве в день Пятидесятницы и вместе с ними получила дар Святого Духа.

По словам Иерусалимского патриарха Ювеналия (V век), «хотя в Священном Писании нет повествования об обстоятельствах кончины Её, мы знаем о них из древнейшего и вернейшего предания».

Дожив до глубокой старости, Пресвята Богородица, которая подобно апостолам проповедовала народам Благую Весть, вернулась в Иерусалим. Там она мирно жила, посещая для молитв Голгофу и Гроб Господень. Однажды Ей явился архангел Гавриил и сказал, что через три дня Она отойдет ко Христу Богу. Архангел возвестил Ей: «Сын Твой и Бог наш с архангелами и ангелами, херувимами и серафимами, со всеми небесными духами и душами праведных приимет Тебя, Матерь Свою, в Небесное Царство, чтобы Ты жила и царствовала с Ним бесконечное время».

В ознаменование своих слов архангел вручил Богородице ветвь райского древа.

О полученном от ангела известии Дева Мария сообщила Иосифу Аримафейскому. Желая видеть перед смертью апостолов, Она обратилась с молитвой к Богу. По повелению Божию, ангелы восхитили разошедшихся по миру с проповедью Евангелия апостолов и на облаках принесли их в Иерусалим, поставив на Сионе пред дверями дома, где обитала Матерь Божия. Простившись со всеми близкими и сделав распоряжение относительно Своего имущества, Богородица приготовилась к смерти. Как пишет святитель Димитрий Ростовский, «внезапно в горнице заблистал несказанный свет Божественной славы, помрачивший светильники. Те, которым открыто было это видение, пришли в ужас. Они видели, что кровля горницы открыта и слава Господня нисходит с небес. Сам Царь славы Христос со тьмами ангелов и архангелов, со всеми небесными силами, со святыми праотцами и пророками, некогда предвозвещавшими о Пресвятой Деве, и со всеми праведными душами приближался к Пречистой Своей Матери». После этого Дева Мария мирно скончалась.

 

Погребение

Погребение Богородицы апостолы совершили в гробнице, где были упокоены Её родители Иоаким и Анна и супруг Иосиф Обручник. Пречистое тело Девы Марии торжественной процессией несли на одре через Иерусалим, о чем тотчас донесли первосвященникам. Направленная ими стража не смогла разогнать процессию благодаря чуду: облачный круг, плывший по воздуху, спустился на землю и точно стеною окружил святых апостолов и остальных христиан.

 

Чудо восхищения Богоматери на Небо

В погребении Богородицы не участвовал апостол Фома. Он пришел в Иерусалим на третий день, и по его просьбе апостолы открыли гробницу, чтобы он мог проститься с Девой Марией. Когда, отвалив камень, открыли гроб, то пришли в ужас: тела Богоматери не было, остались одни только погребальные пелены, распространявшие дивное благоухание. Апостолы стояли в изумлении, недоумевая, что это значит. Лобызая со слезами и благоговением оставшуюся во гробе погребальную пелену, они молились Господу, чтобы Он открыл им, куда исчезло тело Пресвятой Богородицы? Вечером того же дня собравшимся на ужин апостолам явилась Сама Матерь Божия и сказала: «Радуйтесь! Я с вами — во все дни».

Святая Церковь исповедует, что Богоматерь была первым человеком, который сподобился воскресения по плоти (то, что всех прочих ожидает во время Второго Пришествия Христова) и во плоти пребывает на небе.

 

Богослужебное почитание

Праздник Успения восходит к первым векам христианства и с 582 года, при византийском императоре Маврикии, празднуется повсеместно.

Стихиры праздника были написаны в V веке Константинопольским патриархом Анатолием, а в VIII веке Косма Маюмский и Иоанн Дамаскин написали два канона этого праздника.

На том месте, где совершилось Успение, сейчас находится католический Храм Успения Пресвятой Богородицы на горе Сион (когда-то здесь стоял дом апостола Иоанна Богослова).

 

Из проповеди митрополита Антония Сурожского:

Как можно праздновать день успения, день смерти? Только если мы помним две вещи. Во-первых, то, что смерть является для нас, остающихся на земле, горькой, болезненной разлукой с любимым. Но для умирающего смерть, успение является торжественной, величественной встречей живой души с живым Богом. В течение всей жизни нашей мы рвемся к той полноте жизни, которую обещал нам Господь; знаем мы это или нет, эту полноту мы можем найти только в Боге. И вот, и знавшие это, святые и верующие поистине, и колеблющиеся, и не знавшие это, и даже это всю жизнь отрицавшие, в день, когда их душа разлучится от тела, окажутся перед живым Богом, Который есть жизнь, Который есть радость, красота; и, как об этом писал отец Александр Ельчанинов, нет такой души, которая, узрев Божественную красоту, объятая Божественной любовью, светом вечной жизни, не преклонится к Его ногам и не скажет: Господи! Тебя единого искал я в течение всей моей жизни.

На всех путях и правды, и неправды человек ищет этой полноты, этой неизреченной красоты, этого смысла и этой все побеждающей, все очищающей, все преображающей любви. Поэтому когда мы сами находимся перед лицом смерти близкого человека, как бы ни было глубоко наше горе, как бы ни рвалась наша душа, мы должны суметь перекреститься, поставить себя под и перед крестом Господним, и сказать: Да, Господи! Меня постигло самое, может быть, великое горе, которое могло постичь меня – но я радуюсь о том, что живая душа любимого мне человека удостоилась сегодня встать перед славой Твоей и приобщиться полноте жизни и этой преображающей славе.

Мы не напрасно говорим также о том, что успенье, как столько раз напоминает нам апостол Павел, есть временный сон нашей плоти до дня воскресения. И вот, празднуя Успение Божией Матери, мы не только верим, что Она воскреснет в последний день, как мы все, но мы знаем достоверно, из апостольского предания, из опыта Церкви – не только святых, но и грешных, которых взыскала Своей любовью и милостью и состраданием Матерь Божия, мы знаем, что Она уже и плотью воскресла и вошла в эту жизнь, которая нам откроется в конце времен. Поэтому мы и можем праздновать сегодня полной радостью день Успения Божией Матери, когда с Нее пали узы тела, когда Она освободилась от границ тварного бытия, когда Она вышла из узких граней падшего мира, и во всей славе, во всей неизреченной Своей красоте, в Своей чистоте встала перед лицом Сына Своего и Бога, перед лицом Бога и Отца.

Радость наша может быть совершенна, без слез, без горя: это торжество жизни; но это тоже свидетельство для нас о том, что воскресение – не пустое слово, что воскресение – не иносказанье, но все мы, по слову Божию, воскреснем и войдем в полноте нашего человечества, и душой, и духом, и плотью в вечность, в радость вечную Господа нашего.

Поэтому возрадуемся и возвеселимся в этот день!

 

Тропарь:

В рождестве девство сохранила Еси, во успении мира не оставила Еси, Богородице; преставилася Еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

 

Источник информации - http://www.200hramov

Пожертвовать на этот храм

Строящиеся храмы

 
Викариатство Новых Территорий Православие и мир Общецерковная аспирантура телеканал Союз Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru Отдел внешних церковных связей (ОВЦС) Центр образования священников при Новоспасском монастыре Влахерское благочиние Милосердие.ру Петропавловское благочиние Финансово-хозяйственное управление МП

Московская (городская) епархия

Контактная информация: 115172, г. Москва, Крестьянская пл. 10. Телефон: (495) 676-95-70